Страница 17 из 21
Устанавливаемые драйверы устройств: Драйвер устройства, который полностью интегрирован с системой, что позволяет ему использовать специальные средства проверки ошибок и управляющие средства.
Счетчик команд: Регистр процессора, который указывает на прог- раммную инструкцию, которая будет выполняться следующей. Он отме- чает смещение в кодовом сегменте.
Интерпретатор: Программа, которая переводит текст программы по одной инструкции за раз, немедленно исполняя ее. Интерпретаторами являются программы BASIC.COM и BASICA.COM.
Прерывание: Прерывания это программные процедуры, которые могут вызываться двумя способами. Аппаратные прерывания инициируются оборудованием, например, когда нажимается клавиша на клавиатуре, то это событие мгновенно обрабатывается процессором, который выполняет требуемые действия и возвращается к прерванной работе. Программные прерывания служат для выполнения стандартных потреб- ностей программиста, таких как посылка символа на экран или прин- тер. Они предоставляются операционной системой и начинают рабо- тать, когда программа явно обратится к ним.
Обработчик прерывания: Процедура прерывания. Этот термин более часто используется для аппаратных прерываний.
Вектор прерывания: См. вектор.
IOCTL: Управление вводом/выводом. Этот механизм, предоставляемый системой, позволяет программе взаимодействовать с драйвером уст- ройства, прямо посылая и получая управляющие строки, а не включая их в поток данных, посылаемых драйверу устройства.
IRQ: Сокращение для "запроса на прерывание". Используется при ссылке на маскируемые аппаратные прерывания.
Буфер клавиатуры: 15-символьная циклическая очередь, в которую прерывание клавиатуры помещает вводимые символы.
Прерывание клавиатуры: Аппаратное прерывание, вызываемое, когда клавиша на клавиатуре нажимается или отпускается. Оно преобразует скан-коды, выдаваемые микропроцессором клавиатуры, в коды, ис- пользуемые программами и вставляет эти коды в буфер клавиатуры.
Регистры задвижки: У EGA имеется 4 однобайтных регистра задвиж- ки, которые хранят 4 байта данных, относящихся к определенному адресу видеобуфера. Когда процессор читает из буфера, то регистры задвижки заполняются, а когда процессор пишет в видеобуфер, то
содержимое регистров задвижки пересылается в соответствующие ячейки памяти.
Компоновщик: Программа, которая компонует вместе объектные моду- ли программы, организуя их адреса таким образом, чтобы модули могли взаимодествовать. Даже программы, состоящие из одного моду- ля должны быть скомпонованы, поскольку компоновщик создает также код привязки.
Логический номер сектора: Вместо того, чтобы указывать сектора диска как "сторона х, дорожка х, сектор х", используются логичес- кие номера секторов, которые определяют позицию сектора за счет последовательной нумерации секторов, начиная с внешней границы диска.
LSB: Младший бит или младший байт.
Машинная инструкция: Числовые коды, используемые процессором. Например, инструкция INT кодируется как CD, а последовательность CD 21 приводит к тому, что процессор выполняет прерывание 21H.
Машинный язык: Самый низкий уровень программирования, когда программист пишет инструкции непосредственно в двоичных кодах, используемых процессором. Программирование на языке ассемблера приводит к тем же результатам с большими удобствами за счет соз- дания двоичных кодов из мнемоники типа MOV или TEST.
Подпрограмма на машинном языке: Подпрограмма, написанная на языке ассемблера, которая затем ассемблирована и включена в прог- рамму, написанную на языке высокого уровня. Такие подпрограммы обычно создаются для операций, которые часто повторяются и должны выполняться очень быстро. В зависимости от того, используется ли транслятор или интерпретатор, машинные коды могут быть скомпоно- ваны с программой, включены в программу отдельными строками или отдельно загружаться в память с диска.
Код нажатия: Тип скан-кода, который генерируется при нажатии клавиши (код освобождения выдается, когда соответствующая клавиша отпускается).
Маркировка: Термин, используемый для последовательного сигнала, когда он имеет высокий уровень, т.е. равен логической 1. В част- ности, говорят, что сигнал асинхронной связи маркирован в проме- жутки времени между передачей элементов данных.
Маска: Цепочка битов, определяющая какие из битов второй цепочки являются активными. Например, определенные аппаратные прерывания запрещаются за счет установки битов в регистре маски микросхемы контроллера прерываний. При этом прерывание 4 маскируется цепоч- кой битов 00001000B.
Главная запись загрузки: Запись начальной загрузки на жестком диске. Она содержит таблицу разделов, указывающую на различные разделы диска. Каждый из разделов содержит обычную запись началь-
ной загрузки, которая инициирует загрузку соответствующей опера- ционной системы. |