Новые методологии программирования
Страница 13. Адаптивная разработка (ASD) по Джиму Хайсмиту



Адаптивная разработка (ASD) по Джиму Хайсмиту

Джим Хайсмит много лет подряд работал с предсказуемыми методологиями. Он занимался их разработкой, внедрял их, учил ими пользоваться, и в конце концов, пришел к выводу, что они глубоко ошибочны: особенно в условиях современного бизнеса.

В вышедшей недавно книге он указывает на адаптивную природу новых методологий, обращая особое внимание на использование идей из области сложных адаптивных систем (обычно их называют теорией хаоса). В книге нет подробного описания методов разработки, как в ХР, однако эта работа закладывает фундаментальную теоретическую основу адаптивных разработок. Книга показывает, почему эти методологии так важны, и к каким последствиям приводит их использование на более глубоком организационном и руководящем уровне.

Основу ASD составляют три нелинейные перекрывающие друг друга фазы: обдумывание, сотрудничество и обучение.

Хайсмит рассматривает планирование в адаптивном окружении как парадокс, поскольку результаты в этом случае всегда будут непредсказуемы. При обычном планировании отклонения от плана являются ошибками, которые нужно исправлять. В адаптивных разработках отклонения ведут к правильным решениям.

Чтобы преодолеть неопределенность в столь непредсказуемой среде, разработчики должны активно сотрудничать между собой. При этом внимание руководства направлено не столько на объяснения, что именно нужно делать, сколько на обеспечении коммуникации, при которой разработчики сами находят ответы на возникающие проблемы.

В предсказуемых методологиях значение обучения часто занижается. Все расписывается заранее, так что потом остается только следовать плану.

В адаптивном окружении обучения не избежать всем участникам проекта - и разработчикам, и их заказчикам - поскольку и те, и другие в процессе работы должны пересматривать собственные обязательства, а также использовать итоги каждого цикла разработки для того, чтобы подготовиться к следующему.
-- [Хайсмит]
Таким образом, обучение оказывается постоянной и важной характеристикой процесса, наличие которой подразумевает, что планы и проекты должны меняться в ходе работ.
Основное, наиболее действенное и первостепенное достоинство жизненного цикла ASD заключается в том, что этот процесс заставляет нас отказаться от интеллектуальных построений, которые являются источником самообмана. Он вынуждает нас оценивать собственные способности более реалистично.
-- [Хайсмит]

Подчеркнув это, Хайсмит переходит непосредственно к сложным моментам адаптивных разработок, в частности, к вопросу обеспечения сотрудничества и обучения во время реализации проекта. Таким образом, его книга, описывающая эти "гибкие" аспекты процесса, представляет собой замечательное дополнение к более "приземленным" подходам, например, ХР, FDD и Crystal. С этой точки зрения, слияние методологии Хайсмита с Crystal выглядит вполне обоснованным.

 
« Предыдущая статья   Следующая статья »