Люди как нелинейные и наиболее важные компоненты в создании программного обеспечения
Страница 6. Чувство гражданского долга и способность ориентироваться в ситуации


 

Чувство гражданского долга и способность ориентироваться в ситуации

Проблема человеческого непостоянства относится к так называемому "режиму сбоя", но у человека есть еще и "режимы успешной работы". Вот три их разновидности:

  • как правило, человек имеет чувство гражданского долга,
  • человек предпочитает брать инициативу в свои руки,
  • человек хорошо ориентируется в окружающей обстановке.

Когда я провожу опрос по какому-нибудь проекту, я всегда спрашиваю людей, что, по их мнению, привело к конечному успеху работы. Чаще всего я получаю один и тот же ответ: "В ключевой момент разработки несколько человек взяли на себя инициативу и сделали все от них зависящее, чтобы выполнить проект". Вот один из таких типичных ответов, который опубликован NASA в работе "Deorbit flight software lessons learned" ("Уроки, полученные в результате работ над программным обеспечением для увода космических кораблей с орбиты") [NASA]:

Возможно, наиболее важным (в долгосрочном плане) фактом являлось то, что в процессе работы над проектом образовалась сплоченная команда разработчиков, способная осуществлять быструю разработку систем GN&C. Формирование команды складывалось из поиска новых талантливых людей, их обучения, накопления опыта работы с инструментарием, процессом и методологией, и последующей интеграцией в единый спаянный коллектив.
Поработав вместе над проектом целый год, вся команда приобрела хорошие знания в предметной области, а также в методах и средствах разработки. Создание атмосферы дружбы и взаимопомощи среди разработчиков способствовало их взаимному обучению и всячески поощряло его. Готовность членов команды заниматься любым и всеми аспектами проекта многократно оказывалась бесценным подспорьем в работе... (курсив мой, А.К.)
...такая команда будет необходима в дальнейшем и данному отделу, и всему агентству".

Что заставило людей вести себя таким образом? Одна из возможных причин - чувство гражданского долга.

Может быть, наши проекты чаще заканчивались бы успехом, если бы мы просто старались усилить "чувства общности интересов и гражданского долга" в команде разработчиков. Впрочем, я не хочу сказать, что это основная моя рекомендация, потому что в среднем эти чувства и так хорошо развиты, и плохие руководители не упускают случая, чтобы этим воспользоваться (см, к примеру, "Death March" [Yo]).

Эта нехитрая идея указывает на элемент, о котором довольно редко вспоминают при проектировании методологии: "Общность интересов и чувство гражданского долга" должны быть в списке основных идей и параметров разработки проекта, по меньшей мере, наравне с "просмотром кода и тестированием". Я был очень рад узнать, что среди нескольких проектов, с которыми мне пришлось работать в последнее время, есть и такие, у которых эти две идеи выделены как отдельный вид деятельности. У них эти два принципа служат для поддержания каналов для межличностного общения (излишне говорить, что во всех этих проектах основной упор делается на непосредственное, личное общение между разработчиками). Впрочем, я еще не видел, чтобы эти принципы были официально включены в описание какой-либо методологии или рабочего процесса.

Второй "режим успешной работы" - это когда люди берут инициативу в свои руки. Этот принцип работает в полном соответствии с двумя другими - чувством гражданского долга и хорошей ориентации в ситуации. Вместе все три приводят к тому, что все считают самой обычной причиной успеха в работе: "в ключевой момент разработки несколько человек взяли на себя инициативу".

"Хорошо ориентироваться в текущей ситуации" - фраза довольно неопределенная, но имеющая далеко идущие последствия. Люди, которые занимаются сортировкой документов, часто просто раскладывают все бумаги на маленькие кучки (используя при этом сортировку методом Шелла). Самое удивительное заключается в том, что нередко они не разбирают эти кучки дальше, на отдельные документы. Часто приблизительного знания вполне достаточно, ведь в случае необходимости они всегда могут пролистать ту или другую кучку и найти требуемое (будущие исследования покажут нам, какие мнемонические техники для этого используются).

Вот пример уже из области разработки ПО. Мы пытаемся сделать документацию по проекту качественной, обновляем устаревшие версии. Однако, зная, что непостоянство - один из наиболее обычных "режимов сбоя" у человека, можно смело предсказать, что документация все равно не будет обновляться достаточно часто. Что касается меня, то я еще не видел ни одного успешно завершившегося проекта, у которого была бы в порядке документация (за исключением тех случаев, когда код или документация создавались автоматически). Зато видел проект, который потерпел крах именно потому, что разработчикам велели обновлять всю документацию после каждого внесенного изменения. Стоимость разработки при этом настолько выросла, а производительность так упала, что проект пришлось вскоре закрыть.

Я спрашивал тех, кто занимается поддержкой системы, как им удается вносить в программу изменения, пользуясь устаревшей документацией. Они отвечают, что "смотрят тут и там", то есть они в любом случае не станут полагаться на документацию. Они будут читать программный код.

Теперь я уже знаю, что на способность людей "хорошо ориентироваться в ситуации" вполне можно положиться - и при разработке проекта, и при разработке методологии.

Поскольку создавать и поддерживать документацию, которая соответствовала бы текущему положению дел в системе, слишком дорого (особенно учитывая неспособность человека к рутинным действиям), я предложил бы поддерживать документацию на "довольно хорошем" уровне. Иными словами такой, чтобы в ней всегда можно было приблизительно понять, где искать более конкретную информацию. А для остального достаточно будет даже небольших способностей и усердия. Впрочем, "довольно хорошее" состояние документации - невыполнимая задача для большинства проектов (тем не менее, это каким-то образом не играет большой роли, поскольку человек скорее спросит того, кто знает, а не будет рыться в документации).

Трюгве Реенскауг рассказал мне как-то еще одну историю. Однажды он предложил систему автоматического проектирования инженеру, который занимался разработкой морских нефтедобывающих платформ. Трюгве предложил, чтобы система автоматически отслеживала все виды работ, которые проводились на любой части платформы, и указывала их показатели. Однако в ответ услышал: "Достаточно будет, чтобы в системе хранились только номера телефонов. Я сам позвоню и узнаю, что было сделано".

В методологии я обозначаю это термином "невысокая точность" (low precision) [Co98]. Я прихожу к заключению, что большинство проектов вполне можно вести, руководствуясь (верными) не очень точными описаниями: не очень точную документацию по проекту легче читать, приводить в порядок и обсуждать. Архитектуру системы, изображенную с невысокой степенью точности, легче запомнить; в таблицах с не очень точно описанными требованиями легче расставлять приоритеты и легче оценивать масштабы сделанной работы на ранних стадиях проекта. Выполненная не очень точно проектная документация лучше передает "идею" проекта, после чего читатель может начать "ориентироваться в ситуации".

Создание артефактов с низкой степенью точности позволяет снизить стоимость работ за счет сильных качеств человеческой натуры. Для этого нужно делать особый упор на таких свойствах, как "хорошая ориентация" и непосредственная межличностная коммуникация, и стараться не обращать внимания на то, что обновления происходят не так часто, как нужно. Я использую эти принципы с 1994 года, и могу смело рекомендовать их как главный методологический элемент.

 
« Предыдущая статья   Следующая статья »