Страница 28 из 48 MyD.C::x0 = 100; А теперь изменяется значение данного-члена базового фрагмента - представителя класса С. И опять же транслятор однозначно определяет местоположение изменяемой переменной. Переменная x0 была объявлена в непосредственном базовом классе C. И операция доступа указывает на эту переменную. А вот попытка изменения значения переменной x0, расположенной базовом фрагменте-представителе класса A "со стороны" непосредственного базового класса C обречена. Так, оператор MyD.A::x0 = 777; некорректен по причине неоднозначности соотнесения класса и его члена, поскольку непонятно, о каком базовом фрагменте-представителе класса A идёт речь. Выражения доступа с составными квалифицированными именами, как например, MyD.C::A::x0 в контексте нашей программы также некорректны: составное квалифицированное имя предполагает вложенное объявление класса. Это свойство операции доступа уже обсуждалось ранее, в разделах, непосредственно посвящённых операциям. Вложенные объявления будут рассмотрены ниже. Операция :: оставляет в "мёртвой зоне" целые фрагменты объектов. Однако возможность доступа к членам класса, которые оказались вне пределов досягаемости операции доступа всё же существует. Она обеспечивается указателями и операциями явного преобразования типа. Идея состоит в том, чтобы, объявив указатель на объект-представитель базового класса, попытаться его настроить с помощью операций явного преобразования типа на соответствующий фрагмент объекта производного класса. В результате недосягаемые с помощью операции доступа фрагменты объекта превращаются в безымянные объекты простой конфигурации. Доступ к их членам в этом случае обеспечивается обычными операциями косвенного обращения. Рассмотрим несколько строк, которые демонстрируют такую технику работы с недосягаемыми фрагментами. A* pObjA; B* pObjB; C* pObjC; D* pObjD = &MyD; // Мы начинаем с объявления соответствующих указателей. pObjC = (C*)&MyD; pObjA = (A*)pObjC; // Произведена настройка указателей на требуемые фрагменты. pObjA->x0 = 999; // А это уже элементарно!
Очевидно, что можно обойтись без поэтапных преобразований и воспользоваться свойством коммутативности операции явного преобразования типа: ((A*)(C*)pObjD)->x0 = 5; ((A*)(B*)pObjD)->x0 = 55; // Разным фрагментам - разные значения.
Аналогичным образом обстоят дела с функциями-членами базовых классов. Этот раздел мы завершаем небольшой программой, демонстрирующей методы доступа к членам базовых фрагментов объекта производного класса. #include <iostream.h> class A { public: int x0; int Fun1(int key); }; int A::Fun1(int key) { cout << " Fun1( " << key << " ) from A " << endl; cout << " x0 == " << x0 << "..." << endl; return 0; } class B: public A { public: int x0; int Fun1(int key); int Fun2(int key); }; int B::Fun1(int key) { cout << " Fun1( " << key << " ) from B " << endl; cout << " x0 == " << x0 << "..." << endl; return 0; } int B::Fun2(int key) { Fun1(key * 5); cout << " Fun2( " << key << " ) from B " << endl; cout << " x0 == " << x0 << "..." << endl; return 0; } class C: public A { public: int x0; int Fun2(int key); }; int C::Fun2(int key) { A::x0 = 25; Fun1(key * 5); cout << " Fun2( " << key << " ) from C " << endl; cout << " x0 == " << x0 << "..." << endl; return 0; } class D: public B, public C { public: int x0; int Fun1(int key); }; int D::Fun1(int key) { cout << " Fun1( " << key << " ) from D " << endl; cout << " x0 == " << x0 << "..." << endl; return 0; } void main () { D MyD; ObjD.x0 = 111; A* pObjA; B* pObjB; C* pObjC; D* pObjD = &MyD; MyD.B::x0 = 100; MyD.C::x0 = 333; MyD.Fun1(1); pObjD->B::Fun1(1); pObjD->C::Fun2(1); pObjA = (A*) (B*) pObjD; ((A*) ((C*) pObjD))->Fun1(111); ((A*) ((B*) pObjD))->Fun1(111); pObjA->Fun1(111); pObjC = (C*)&MyD; pObjA = (A*)pObjC; ((A*)(B*)pObjD)->x0 = 1; ((A*)(B*)pObjD)->Fun1(777); ((A*)(C*)pObjD)->x0 = 2; ((A*)(C*)pObjD)->Fun1(999); } |