Страница 7 из 26
3.1.6 Получение строки символов. И Бейсик и MS DOS предоставляют процедуры для приема строки символов. Они автоматически повторяют процедуры ввода одного символа, описанные в предыдущих разделах, ожидая ввода возврата каретки, сигнализирующего окончание строки. Конечно должна быть отведена память, достаточная для приема всех символов строки, и должна записываться длина каждой строки для того, чтобы отделить одну строку от другой. Это делается с помощью дескрипторов стро- ки, которые состоят из одного или более байтов, содержащих адрес и/или длину строки. В Бейсике первые два байта дескриптора строки содержат адрес строки, а сами дескрипторы хранятся в массиве отдельно от строк. Длина строки хранится в третьем байте 3-байт- ного дескриптора. С другой стороны, DOS хранит длину строки прямо в начале самой строки и для программы достаточно знать положение строки в памяти.
Высокий уровень. Бейсик может принимать с и без автоматического эха на экране. Более просто делается ввод с эхом, так как он выполняется встроенной функцией ввода строки INPUT. INPUT автоматически соби- рает вводимые символы, выводя их на экран по мере получения. При нажатии клавиши <Enter> ввод завершается и значение строки прис- ваивается указанной переменной (посылаемый клавишей <Enter> код ASCII 13 не добавляется к строке). INPUT допускает возможность редактирования строки, предоставляемую DOS, поэтому опечатки могут быть исправлены перед вводом строки. INPUT принимает числа в ввиде строки и автоматически преобразует их в числовую форму, если для ввода будет указано имя числовой переменной. Наконец, INPUT может выдавать на экран строку, запрашивающую пользователя о требуемой информации. Такая строка может быть длиной до 254 символов. Если ее длина больше, то лишние символы игнорируются. Основная форма этого оператора INPUT "запрос", имя_переменной. Полное описание этого опертора см. в руководстве по Бейсику.
110 INPUT "Enter your name: ",NAME$ 'принимает имя как строку 120 INPUT "Enter your age: ",AGE% 'принимает возраст как число
Оператор INPUT неадекватен, когда в вводимой строке могут встречаться расширенные коды, такие как коды управления курсором в полноэкранном текстовом редакторе. В этом случае требуется использовать функцию INKEY$ для приема каждого символа, затем проверять ввод на расширенные коды, выделять символы управления курсором, такие как возврат каретки, и только после этого выво- дить на экран те символы, которые следует выводить. При этом управляющие символы также включаются по одному в конец строковой переменной. Текстовые файлы представляют собой набор таких стро- ковых переменных. В пункте [3.1.8] Вы найдете процедуру ввода с клавиатуры, в которой функция INKEY$ испоьзуется указанным обра- зом.
Средний уровень. Функция 0AH прерывания 21H позволяет вводить строку длиной до 254 символов, выдавая эхо на терминал. Эта процедура продолжает ввод поступающих символов до тех пор, пока не нажата клавиша возврат каретки. DS:DX указывает на адрес памяти, куда должна быть помещена строка. При входе первый байт в этой позиции должен содержать число байтов, отводимых для этой строки. После того как строка введена, второй байт даст число реально введенных симво- лов. Сама строка начинается с третьего байта. Надо отвести достаточно памяти для строки нужной длины плюс два байта для дескриптора строки и один добавочный байт для возв- рата каретки. Когда Вы устанавливаете максимальную длину строки в первом байте, то не забудьте добавить 1 для возврата каретки. Код возврата каретки - ASCII 13 - вводится как последний символ стро- ки, но он не учитывается в результате, который функция помещает во второй байт дескриптора строки. Таким образом, для получения 50-символьной строки надо отвести 53 байта памяти и поместить в первый байт ASCII 51. После ввода 50 символов второй байт будет содержать ASCII 50, а 53-й байт отведенной памяти - ASCII 13.
;---в сегменте данных STRING DB 53 DUP(?) ;область для строки 50 символов
;---получение строки с клавиатуры LEA DX,STRING ;DS:DX указывают на адрес строки MOV BX,DX ;пусть BX тоже указывает на строку MOV AL,51 ;установка длины строки (+1 для CR) MOV [BX],AL ;посылаем в 1-й байт дескриптора MOV AH,0AH ;номер функции INT 21H ;получаем строку ;---проверка длины строки MOV AH,[BX]+1 ;теперь длина в AH
В этой процедуре можно использовать возможности редактирования строки MS DOS. Нажатие клавиши забой или "стрелка-влево" удаляет символ с экрана, а также не помещает его в память. Работает кла- виша табуляции, расширенные коды игнорируются, пустые строки допускаются (имеется ввиду возврат каретки, которому не предшест- вует другого символа). На терминале при достижении правого края строка переносится на следующую строку, а при достижении правого нижнего угла экран сдвигается на строку вверх. Когда вводится больше символов, чем отведено места для строки, то лишние символы игнорируются и включается гудок динамика. MS DOS обеспечивает и другой способ получения строки, при котором не выводится эхо на терминал. Функция 3FH прерывания 21H - это функция ввода общего назначения, которая чаще всего исполь- зуется при дисковых операциях. Она требует предопределенного дескриптора файла (file handle), который является кодовым числом, используемым операционной системой для обозначения устройства ввода/вывода. Для клавитуры используется дескриптор 0 и он должен быть помещен в BX. Поместите в DS:DX адрес, по которому должна находиться строка, а в CX - максимальную длину строки и вызовите функцию:
;---чтение строки без эха MOV AH,3FH ;номер функции MOV BX,0 ;номер дескриптора файла LEA DX,STRING_BUFFER ;указатель на буфер ввода строки MOV CX,100 ;максимальная длина строки INT 21H ;ждем ввода
Ввод строки завершается нажатием клавиши возврат каретки и DOS добавляет в конец строки два символа: возврат каретки и перевод строки (ASCII 13 и ASCII 10). Из-за этих добавочных символов, при указании длины строки 100 символов она может занимать до 102 байт памяти. Длина введенной строки возвращается в AX и это значение включает два символа-ограничителя.
|