Справочник программиста на персональном компьютере фирмы IBM. Дисковые накопители
Страница 8. Чтение/изменение корневого каталога


     5.2.1 Чтение/изменение корневого каталога.


   Каталоги диска подразделяются на корневой каталог (обсуждаемый
здесь) и подкаталоги (обсуждаемые в [5.2.3]).  Когда пользователь
программы  вводит  имя какого-либо файла для  работы,  то  бывает
полезным проверить, имеется ли  этот  файл на самом деле.  Обычно
изменения  в корневом каталоге производятся в ходе обычных файло-
вых операций или с помощью специальных  функций DOS. Однако можно
работать  с  каталогом напрямую.  Большая нужда в  таком  подходе
возникает при работе на языках  высокого  уровня, где утилиты DOS
по большей части недоступны.
   Корневой каталог читается и изменяется загрузкой его в  память
с использованием подхода,  показанного  в [5.4.2], когда читаются
абсолютные  сектора диска.  Эти операции не оставляют места между
секторами, когда  они  загружаются  в  память.  Буфер, содержащий
данные сектора, может рассматриваться как набор 32-байтных  полей
и пара указателей, которые  могут  использоваться для движения по
каталогу.   Один указатель всегда кратен 32 и указывает на начало
элемента каталога.  Второй указатель добавляется к первому и ука-
зывает  на одно из полей в 32-байтном элементе.  Данные в  памяти
могут быть изменены требуемым образом, а затем весь буфер записы-
вается обратно на диск.
   Имеется два метода чтения абсолютных секторов диска и в  обоих
случаях только одно число отличает  случаи чтения и записи.  Пос-
кольку ошибка при записи на диск может легко повредить все содер-
жимое диска, то надо  действовать  аккуратно.  Сначала убедитесь,
что  операция чтения сектора выполнена верно во всех  отношениях.
После этого можно попробовать записать на диск, взяв точную копию
кода, использованного для чтения и заменив только номер функции.

   Высокий уровень.


   Бейсик  выводит каталог по команде FILES.  При этом  выводятся
только имена файлов. FILES дает  каталог накопителя по умолчанию;
для указания накопителя напишите FILES "A:" и т.д. Можно потребо-
вать, чтобы была выведена  информация об отдельном файле, написав
FILES  "A:MYFILE.DAT".   Как и в операционной системе  имя  файла
может содержать * и ?.  Оператор FILES снабжает информацией поль-
зователя,  но  иногда  наличие некоторого файла  хочет  проверить
программа.  В этом случае надо открыть файл для последовательного
чтения  и если он не существует, то возникнет ошибочная ситуация.
Смотрите обсуждение и пример в [5.2.3].

   Для поиска любой информации, относящейся к корневому каталогу,
используйте  процедуру на машинном языке, приведенную в  [5.4.2].
После того как данные каталога  в  памяти,  установите указатели,
как  описано выше, и ведите поиск по буферу  памяти с  32-байтным
интервалом. Нижеприведенный пример ищет элемент каталога, относя-
щийся  к  стертому файлу.  Когда файл стирается, то  первый  байт
имени файла заменяется на E5H, но все остальное содержимое данно-
го элемента остается неизменным.  Конечно, при этом освобождается
дисковое пространство, отведенное файлу в FAT.  Процедура восста-
новления удаленного файла должна знать номер начального  кластера
в FAT. В  примере  этот  2-байтный  номер  кластера помещается со
смещением 26 в элементе каталога.

100 '''чтение секторов каталога в память с сегмента &H2000
110 INPUT "Enter erased filename ", FNAME$
120 IF LEN(FNAME$) > 12 THEN BEEP: GOTO 110
130 IF INSTR(FNAME$,".") > 9 THEN BEEP: GOTO 110
140 '''дополнение имени и расширения файла нулями
150 Y = INSTR(FNAME$,".")
160 IF Y = 0 THEN FIRSTPART$ = FNAME$: GOTO 230
170 EXTEN$ = LEFT$(FNAME$, LEN(FNAME$) - Y)
180 EXTEN$ = EXTEN$ + STRING$(3 - LEN(EXTEN$),"")
190 FIRSTPART$ = RIGHT$(FNAME$,Y - 1)
200 FIRSTPART$ = FIRSTPART$ + STRING$(8 - LEN(FIRSTPART$),"")
210 FNAME$ = FIRSTPART$ + EXTEN$
220 '''теперь хотим найти удаленный файл
230 MID$(FNAME$,1,1) = CHR$(&HE5)  'заменяем первый символ
240 DIRPTR = 0                     'указатель на элемент
250 FIELDPTR = 26                  'указатель на номер кластера
260 FOR N = 1 TO 112               'на дискете 112 элементов
270 X$ = ""                        'чистим X$
280 FOR M = 0 TO 10                'читаем имя файла из каталога
290 X$ = X$ + PEEK(DIRPTR + M)     'берем по символу
300 NEXT                           '
310 IF X$ = FNAME$ THEN 340        'совпадает с введенной строкой
320 NEXT                           'если нет, то следующий
330 PRINT "Too late - file entry obliterated": END  'уже нет
340 X = PEEK(DIRPTR + FIELDPTR)    'нашли его, берем 1-й байт и
350 Y = PEEK(DIRPTR + FIELDPTR + 1)  '2-й байт номера кластера
360 Z = X + 256*Y                  'теперь номер кластера в Z

   Средний уровень.


   MS  DOS обеспечивает две пары функций для поиска файлов,  одна
для файлов, открытых методом управляющих блоков файла, а другая -
для файлов, открытых методом дескриптора файлов.  Одна из функций
каждой пары ищет первое появление  имени файла в каталоге, а дру-
гая  ищет последующие появления, когда в имени  файла  содержатся
джокеры. Только  метод,  использующий  дескриптор файла позволяет
искать подкаталоги.

Метод FCB:

   Функция 11H прерывания 21H ищет первое появление файла.  Уста-
новите DS:DX на неоткрытый FCB и выполните  функцию. При возврате

AL  будет  содержать 0, если файл найден, и FF - если  нет.   DTA
заполняется информацией из каталога.  Для обычных FCB первый байт
DTA  содержит  номер накопителя (1 = A и  т.д.), а  следующие  32
байта содержат элемент  каталога.   Для расширенного FCB первые 7
байтов файла копируются в первые 7 байтов расширенного FCB, вось-
мой байт указывает на  накопитель, а следующие 32 байта - элемент
каталога.

;---в сегменте данных
FCB     DB    1,'NEWDATABAK',25DUP(0)

;---ищем файл
   MOV  AH,11H    ;функция поиска в каталоге
   LEA  DX,FCB    ;указываем на FCB
   INT  21H       ;ищем
   CMP  AL,0      ;успешно?
   JNE  NO_FILE   ;если нет, то процедура обработки ошибки
   LEA  BX,DTA    ;теперь DS:BX указывает на элемент каталога

   После использования функции 11H можно использовать функцию 12H
для поиска следующих подходящих элементов, когда имя файла содер-
жит джокеры. В данном случае в имени файла допустим только символ
"?", но не "*". Эта  функция  работает  в  точности так же, как и
первая, и если найден второй файл, то информация о первом файле в
DTA будет уничтожена повторной записью.

Метод дескриптора файлов:

   Функция 4EH прерывания 21H  ищет  файл  с данным именем. DS:DX
должны указывать на строку, дающую путь файла. Например, B:\EURO-
PE\FRANCE\PARIS указывает на  файл  PARIS. Строка может содержать
до  63 символов и завершаться символом ASCII 0.  Имя файла  может
содержать джокеры, включая как "?",  так и "*". Поместите атрибут
файла в CX; если он обычный то 0, в противном случае  проконсуль-
тируйтесь в [5.2.6] относительно значений атрибута.
   При возврает устанавливается  флаг переноса, если файл не най-
ден.   Если файл найден, то функция заполняет DTA  информацией  о
файле. Отметим частный случай  использования DTA методом дескрип-
тора файлов - обычно, DTA используется функциями MS DOS для рабо-
ты через FCB. Первые 21 байт  DTA  зарезервированы DOS для поиска
следующих  совпадающих файлов.  Двадцать второй байт дает атрибут
файла, за ним следуют два байта, содержащие время и еще два байта
содержащие дату. Следующие 4 байта содержат размер файла (младшее
слово сначала).  И, наконец, дается имя файла в виде строки пере-
менной  длины, заканчивающейся байтом ASCII 0.  Точка (ASCII  46)
разделяет имя и расширение и не один  из этих элементов не запол-
нен пробелами.

;---в сегменте данных
PATH       DB     'B:FRANCE\PARIS\4EME',0

;---ищем файл
   MOV  AH,4EH        ;номер функции
   LEA  DX,PATH       ;DS:DX указывают на путь
   MOV  CX,0          ;обычный атрибут файла
   INT  21H           ;ищем файл
   JC   NO_FILE       ;уход, если не найден
   LEA  BX,DTA        ;DS:BX указывают на DTA
   MOV  AL,[BX]+21    ;теперь атрибут файла в AL

   Следующее  появление имени файла (когда используются  джокеры)
ищется с помощью функции  4FH  прерывания  21H.  Она  готовится в
точности  так  же, как и функция 4EH, при этом указатель  DTA  не
должен меняться.  Когда других совпадений не найдено, то устанав-
ливается флаг переноса, а в AX появляется 18.

 
« Предыдущая статья   Следующая статья »