Технология MPEG
Страница 3. Практическое использование


Практическое использование

     Придирчивый читатель спросит - чем поможет мне в работе эта информация? Тем, кто не работает с видео, конечно, эта информация может мало что дать, но остальным может помочь в их практической работе. Многие пользователи, начавшие работать с DV видеокамерами и программами для нелинейного видеомонтажа, стали задумываться над способами сохранения своих творений если не на века, то, по крайней мере, на ближайшие несколько десятков лет. Как не странно, большинство начинающих DV видеомонтажников, еще основательно не зная MPEG, планируют хранить свои проекты именно на CD дисках в формате MPEG, даже не представляя, насколько сложно решается эта задача, если пользователь желает в MPEG варианте сохранить качество исходного DV фильма. Итак, наиболее часто встречающиеся вопросы на эту тему:

Почему я после сохранения своего фильма в формате MPEG-2 вижу, что качество его заметно ухудшилось?
 Причин здесь несколько:

  • С цифровой видеокамеры на компьютер сбрасывается уже компрессированное, сжатое изображение. DV в сущности представляет собой частный случай JPEG компрессии - это поток, состоящий  из сжатых по немного измененному алгоритму JPEG кадров. От идеи (но не принципов сжатия) MPEG в DV используется только то, что при сжатии в DV учитывается информация с двух полей одного кадра - так называемая intrafield компрессия. Поэтому для сжатия в MPEG  DV изображение сначала декомпрессируется, а затем подвергается повторному сжатию, что качества не улучшит никогда.

  • Параметры компрессии были заданы неверно с точки зрения качества изображения.

  • Используется быстрый, но не очень качественный кодер MPEG

Почему качество изображения на DVD дисках очень высокое, хотя это тоже MPEG-2 - можно ли получить подобное качество в домашних условиях?
Качество видео на DVD дисках действительно очень высокое. Объясняется оно двумя основными факторами - в качестве исходного видеоматериала для создания MPEG-2 варианта фильма используется несжатое видео профессионального качества, и, кроме этого, для кодирования в MPEG-2 применяются аппаратные кодеры с очень высоким качеством кодирования изображения. Стоимость таких кодеров доходит до нескольких десятков тысяч долларов США. Поэтому получить в домашних условиях подобное качество с DV фильма невозможно.

Что означают параметры, которые предлагается указать до кодирования фильма в MPEG формат?
Таких параметров может быть много, но следует остановиться на наиболее важных из них:

  • Profile ID и Level ID - см. таблицу выше

  • Frame Intervals - для понимания того, что имеется ввиду, следует учесть, что обычно задается интервал между I кадрами, что фактически означает размер GOP, а также   каким по счету будет очередной P кадр после предыдущего. Чем больше будет интервал между I кадрами, тем хуже будет качество изображения, но меньше размер результирующего файла. Кроме этого, интервал между I кадрами не рекомендуется делать больше 15.

  • Motion Estimation - компенсация движения. Параметр определяет, насколько правильно будет предсказываться движение объекта и очень важен как для качества выходного изображения, так и для оценки времени кодирования. Большее значение даст лучшее качество, но значительно увеличит время работы кодера. При установке этого параметра надо понимать, что максимальное значение может быть "неподъемным" для процессора компьютера и желанный фильм может создаваться несколько суток.

  • Frame sequence - параметр, во многом аналогичный Frame Intervals. Обычно предлагает выбрать вид кодирования - только I кадры, I + P кадры и I, P, B кадры, а также интервалы для P и B кадров. Что касается того, как кодировать - лучшее качество, но максимальный объем дает кодирование в только I кадры, затем соответственно, I + P и I, P, B.  Классическими апробированными значениями для интервалов значениями являются P=3 и B=2. Строго говоря, для DVD принято использовать структуру 15/3 или IBBPBBPBBPBBPBB.

  • Video Data Rate - скорость видеопотока. Во многих кодерах, рассчитанных на массового пользователя, это основной параметр, относительно которого кодер сам устанавливает все остальные. Измеряется обычно в мегабитах в секунду. Установив это значение и умножив его на продолжительность фильма в секундах, легко получить объем итого файла.

Я хочу хранить свои фильмы только в MPEG-2 формате. Каким образом я смогу показывать свои фильмы в MPEG-2 на телевизоре моим гостям, ведь изображение на TV выходе видеокарты очень некачественное?
     Для этих целей желательно приобрести аппаратный MPEG-2 декодер, стоимость которого не превышает $65-70. Эти декодеры имеют как композитные, так и S-Video видеовыходы и позволяют получить наивысшее качество изображения. Следует помнить, что наилучшее качество изображения всегда будет именно на телевизоре. Конечно, кодировать свои фильмы в этом случае надо будет в том профиле и уровне MPEG, который поддерживается аппаратным декодером.  

Я имею DV видеокамеру с возможностью съемки в режиме прогрессивного сканирования. Потом я хочу сохранить готовый фильм в формате MPEG. Как мне лучше снимать, в обычном чересстрочном режиме или в прогрессивном?
     Для MPEG-1 ответ однозначный - съемка с прогрессивной разверткой лучше, так при компрессии в MPEG-1 одно поле телевизионного изображения просто отбрасывается. Для MPEG-2 ответ на этот вопрос зависит от того, как планируется использовать созданный MPEG-2 клип. Если планируется просматривать его только на компьютере и/или аппаратного декодера нет, то лучше использовать съемку с прогрессивной разверткой - изображение будет более четким, без артефактов движения. Если же аппаратный декодер MPEG-2 есть и планируется смотреть фильм на телевизоре, то более плавные и естественные движения объектов в фильме будут при съемке в обычном режиме. Многие современные кодеры MPEG-2 разрешают выбор типа исходного фильма (прогрессивная или чересстрочная развертка), при выборе чересстрочной развертки используют поля и при выводе с аппаратного декодера на видеовыход будет восстанавливаться исходное изображение с теми же полями, что и до сжатия.

Я хочу сразу сохранять фильмы в MPEG формате и в нем же редактировать. Возможно и правильно ли это делать?
     Сохранять, конечно, можно, но редактировать MPEG видео очень трудно и неудобно. Дело в том, что при редактировании MPEG невозможна реальная точная до кадра нарезка фрагментов, так как отделять фрагменты друг от друга можно только по I кадрам, иначе, при удалении опорного кадра и сохранении следующих за ним кадров, изображение потеряет читаемость. Редакторы видео с поддержкой MPEG позволяют как бы редактировать с точностью до кадра, но надо понимать, что при любых изменениях не I кадра будет выполняться рекомпрессия всей GOP, что скажется на качестве фильма отнюдь не в лучшую сторону.  Наложение эффектов, переходов, фильтров также будет нельзя делать с точностью до реального кадра, что может привести к невозможности качественного воплощения художественных замыслов. Кроме этого, рекомпрессия изображения в случае MPEG-2 будет занимать значительно большее, по сравнению с DV, время и требовать более мощных процессоров для этого.

Сейчас очень популярен в России формат MPEG-4. Есть ли смысл сохранять свои фильмы в этом формате?
Формат MPEG-4 изначально создавался для передачи видео по низкоскоростным каналам и не предназначался для хранения видео. Качество изображения по MPEG-4 безусловно хуже MPEG-2, но немного лучше MPEG-1. Компрессия/декомпрессия в MPEG-4 требует значительных затрат процессорного времени и просмотр, а тем более создание видео в формате MPEG-4 на компьютере с процессором ниже Celeron II 700 весьма затруднителен. В основном MPEG-4 используется для рекомпрессии в него оригинальных MPEG-2 фильмов, записанных на DVD дисках. MPEG-4 позволяет записать на обычном CD диске часовой фильм. Сохранять же в этом формате собственные фильмы нет никакого смысла по двум основным причинам:

  • Качество намного хуже оригинала

  • Отсутствие дешевых аппаратных декодеров и DVD плееров не позволяет смотреть "правильное" ТВ изображение на телевизоре

  • Отсутствует стандарт записи MPEG-4 на диск, аналогичный DVD стандарту.

Какие кодеры MPEG поддерживают работу с DV форматом и обеспечивают при этом хорошее качество?
Есть несколько популярных кодеров MPEG, поддерживающих работу с DV форматом:

  • TMPEnc Encoder - программа, популярная даже не столько собственно кодировщиком MPEG, сколько инструментами для мультиплексирования, демультиплексирования и "склеивания"/"нарезки" MPEG файлов. 

  • Main Concept MPEG Encoder - неплохой кодер, встроенные в популярные видеоредакторы Adobe Premiere, Ulead MSP и Vegas Video. 

  • Canopus ProCoder - пожалуй, лучший кодировщик DV материалов.

 
« Предыдущая статья   Следующая статья »