Страница 4 из 10 Ошибки пользователей и системных администраторов Как мы уже говорили, человеку свойственно ошибаться. Разумеется, это касается не только программистов, оставляющих ошибки в своих программах, но и пользователей и системных администраторов. Случайное удаление файлов или каталогов Наиболее распространенная ошибка пользователя - случайное удаление файла или папки с файлами. Одно неверное движение мыши - и дело сделано. Бывает, что даже опытные системные администраторы совершают такую ошибку. Застраховаться от случайного удаления файла или каталога, расположенного на локальном диске рабочей станции, позволяет обычная "мусорная корзина" (Recycle Bin) ОС Microsoft Windows. Можно дополнительно установить одну из продвинутых версий корзины, например, Norton Protected Recycle Bin. В большинстве случаев удаленные файлы оказываются в этой корзине, откуда их легко восстановить. Тем не менее, ряд программ игнорируют корзину, удаляя файлы без возможности восстановления. Сходная проблема возникает и в том случае, если пользователь случайно удалил файл или папку в сетевом каталоге, расположенном на дисках сервера. При этом мусорная корзина, установленная на рабочей станции, никак не поможет в восстановлении файлов, удаленных из сетевых каталогов. Тем не менее, даже если удаленный файл отсутствует в корзине или корзина была по ошибке опорожнена, ситуацию еще можно исправить, если после стирания не добавлять на диск новые файлы. Для восстановления файлов можно использовать специальные утилиты, например, EraseUndo for NTFS (созданную одним из авторов этой статьи для восстановления файлов, удаленных из разделов файловой системы NTFS) или Easy Recovery, способную восстанавливать файлы и в разделах FAT16/FAT32. Ошибки в технологии резервного копирования данных Без преувеличения можно сказать, что единственный по настоящему надежный способ обеспечения сохранности данных - это их периодическое резервное копирование на сменные носители, такие как магнитные ленты, магнитооптические диски, диски CD-R и т.д. Почему единственный? Потому, что на сегодняшний день и аппаратное, и программное обеспечение компьютерных систем ненадежно. Пользователи и системные администраторы тоже ненадежны, так как могут ошибаться. Если же у Вас есть актуальная резервная копия данных, то с нее данные можно быстро восстановить. Почему необходимо выполнять копирование на сменные носители данных? Причина этого в том, что, только вынув носитель данных из компьютера и убрав его в надежное место, Вы можете быть уверены, что "сошедшая с ума" ОС, вирус, а также кто-то из пользователей или системных администраторов не испортит записанные на нем данные. Некоторые недальновидные пользователи и системные администраторы копируют файлы в другой раздел того же самого жесткого диска, на котором хранятся их актуальные экземпляры, или на другой физический диск. Хотя копирование данных на другой диск и может помочь, если исходный станет неисправным, от ошибок в ОС, программах или от нашествия компьютерных вирусов такие меры не спасут. Очень важно правильно выбрать периодичность резервного копирования. При этом надо исходить из периодичности обновления информации на дисках, а также из необходимой степени надежности. Если данные обновляются часто, можно выполнять копирование, например, каждый день на новые носители с циклом от 3 до 7 дней. Кроме того, дополнительно можно делать (и хранить отдельно) недельные и месячные копии. На все это может потребоваться довольно много магнитных лент, однако затраты не будут напрасными. Обладая таким многодневным архивом, вы сможете при необходимости поднять любую версию файлов, если окажется, что актуальная копия оказалась уничтоженной несколько дней назад. Если к сохранности данных предъявляются повышенные требования, имеет смысл установить для копирования сразу два стримера и копировать одновременно на две магнитные ленты. Если одна из лент не прочитается, у вас останется другая. Хотя для выполнения резервного копирования в простейших случаях можно использовать встроенные средства ОС, например, Windows NT Backup, лучше установить одну из серьезных систем резервного копирования, такую как ArcServe. В этом случае на один стример можно выгрузить данные со всех серверов и рабочих станций сети, а также выбрать нужный вам график выполнения копирования. Чтобы быть уверенным в том, что резервное копирование действительно завершилось без ошибок, необходимо внимательно просмотреть журнал программы, выполняющей копирование. Если речь идет о крупной сети или об архивировании важных данных, то такую операцию необходимо выполнять каждый день, например, утром. Обязательно попробуйте восстановить сделанную резервную копию, желательно на другой диск или другой сервер. А лучше всего проделывать операцию пробного восстановления на регулярной основе. Многим системным администраторам наши советы по резервному копированию могут показаться банальными, однако в большинстве случаев потери данных связаны именно с тем, что резервное копирование либо не выполнялось совсем, либо выполнялось неправильно. Известны случаи, когда руководители компаний пытались сэкономить несколько тысяч долларов на покупке качественного стримера и ПО к нему и при этом теряли сопоставимые суммы на восстановлении разрушенных данных. Что характерно, после первого же случая такие руководители покупали стример. Вот уж воистину - скупой платит дважды. В том случае, когда покупка дорогостоящего стримера вам абсолютно не по карману, рассмотрите возможность архивирования данных на таких устройствах, как ZIP, магнитооптические диски, диски CD-R, CD-RW, и, в крайнем случае, на обычных дискетах. Если данные уже пропали Тогда эти данные придется восстанавливать. Скажем сразу, что восстановление файловой системы вручную доступно только опытным пользователям. Если вы не знакомы в деталях со структурой файловых систем, для восстановления потерянных данных лучше всего обратиться к специалистам. Принимая решение о том, кому доверить восстановление данных, учтите, что стоимость данных, хранящихся на дисках компьютера, может многократно превышать стоимость самого компьютера. При этом прикиньте, во что обойдется вам повторный ввод данных с учетом зарплаты сотрудников, а также убытков, связанных с задержкой в работе компьютерной системы. Результат проведения восстановительных работ во многом зависит от того, что вы успеете или чего не успеете предпринять, прежде чем носители с разрушенной информацией окажутся в службе восстановления данных. Для того, чтобы не осложнить ситуацию неумелыми действиями, мы рекомендуем вам при возникновении аварийной ситуации соблюдать несколько простых правил. |