Страница 1 из 4 В наши дни многие традиционные меры обеспечения безопасности информации баз данных oracle, в основном организационные, давно исчерпали себя. Развитие техники и технологий идет ускоренными темпами, вооружение злоумышленников становится все лучше, как технически, так и профессионально, и это заставляет создавать все более совершенные способы охраны конфиденциальных данных.
Но пока наши законодатели спорят о проектах законов о коммерческой тайне и электронной торговле, в общественных местах - в переходах метро и даже на автостоянках, не говоря уж об Интернете, продолжают продаваться компакт-диски с разнообразными базами данных (БД). Выбор необычайно широк: за 40-60 долл. вам предложат БД МГТС (актуализация - январь 2003 г.), Единой государственной регистрации предприятий (полная информация о предприятиях, зарегистрированных в России в 2003 г.), сведения о прописке в Москве и Московской области, а подороже, за 110 долл., можно купить БД ВЭД и т. д. Слегка "залежалый товар", например, немного устаревшие данные об абонентах МТС (по состоянию на ноябрь 2002 г.), идет всего за 40 "у. е". Вряд ли любому честному гражданину будет приятно обнаружить свои персональные данные на приобретенном таким способом компакт-диске. Ведь такой диск может легко купить не только "любознательный товарищ", но и так называемые криминальные структуры. Однако самое страшное, что реальных механизмов предотвращения кражи информации и доказательства преступления для наказания злоумышленников до настоящего времени практически не существовало. По данным авторов, на момент написания статьи решение, реализующее защиту данных под управлением СУБД Oracle 9i с помощью электронных ключей еToken, не имеет аналогов на мировом рынке защиты информации. Суть метода состоит в применении штатных механизмов инфраструктуры открытых ключей и организации доступа пользователей к информации по предъявлению цифровых сертификатов Х.509, поддерживаемых средствами Oracle Advanced Security, в двух уровнях: для аутентификации в корпоративной сети (например, под управлением Microsoft Windows Server 2000/2003) и для доступа к конфиденциальным данным, которые обрабатываются и хранятся на серверах Oracle. Оба сертификата хранятся в персональном идентификаторе в виде USB-ключа или смарт-карты eToken. Этот метод позволяет значительно снизить риски от потерь, связанных с человеческим фактором, и однозначно персонифицировать действия пользователей информационной системы, работающих с СУБД Oracle 9i. Основные вопросы Почему кражи информации случаются в самых разных организациях, даже в силовых ведомствах? Каковы предпосылки утечки данных, и надо ли обладать обширными знаниями и умением взломщика, чтобы преодолеть существующую защиту? Существуют ли способы построения систем защиты информации (СЗИ), позволяющие свести к минимуму риски потери данных? Можно ли защитить корпоративные данные от собственного системного администратора? Все эти вопросы, связанные с защитой конфиденциальных данных на уровне СУБД, следует рассматривать с разных позиций, учитывая не только архитектуру баз данных и встроенные средства защиты, но и конфигурацию сети предприятия, его систему защиты, а также особенности работы клиентских станций. Уровни защиты доступа к данным Типовая модель защиты доступа пользователя к корпоративным данным и приложениям включает в себя четыре элемента: - организационные меры ограничения доступа к компьютеру, подключенному к корпоративной сети;
- ограничения доступа к корпоративной сети;
- защита доступа к СУБД;
- ограничения на использование прикладного ПО конкретным пользователем.
Поскольку организационные меры и механизмы ограничения доступа к корпоративной сети подробно описаны с точки зрения как методологии [1, 2], так и практической реализации, стоит подробнее остановиться на задачах защиты доступа к СУБД и ограничениях на использование прикладного ПО. Но сначала поговорим о том, какие условия "благоприятствуют" похищению информации. |