Бьерн Страуструп - Язык программирования С++. Главы 11-13
Страница 7. Шаг 1: определение классов



11.3.3.1 Шаг 1: определение классов

Определите понятия/классы и установите основные связи между ними.
Главное в хорошем проекте - прямо отразить какое-либо понятие
"реальности", т.е. уловить понятие из области приложения классов,
представить взаимосвязь между классами строго определенным способом,
например, с помощью наследования, и повторить эти действия на
разных уровнях абстракции. Но как мы можем уловить эти понятия?
Как на практике решить, какие нам нужны классы?
     Лучше поискать ответ в самой области приложения, чем рыться
в программистском хранилище абстракций и понятий. Обратитесь к тому,
кто стал экспертом по работе в некогда сделанной системе, а также
к тому, кто стал критиком системы, пришедшей ей на смену. Запомните
выражения того и другого.
    Часто говорят, что существительные играют роль классов и объектов,
используемых в программе, это действительно так. Но это только начало.
Далее, глаголы могут представлять операции над объектами или
обычные (глобальные) функции, вырабатывающие новые значения, исходя
из своих параметров, или даже классы. В качестве примера
можно рассматривать функциональные объекты, описанные в $$10.4.2.
Такие глаголы, как "повторить" или "совершить" (commit) могут быть
представлены итеративным объектом или объектом, представляющим
операцию выполнения программы в базах данных.
Даже прилагательные можно успешно
представлять с помощью классов, например, такие, как "хранимый",
"параллельный", "регистровый", "ограниченный". Это могут быть классы,
которые помогут разработчику или программисту, задав виртуальные
базовые классы, специфицировать и выбрать нужные свойства для
классов, проектируемых позднее.
     Лучшее средство для поиска этих понятий / классов - грифельная
доска, а лучший метод первого уточнения - это беседа со специалистами
в области приложения или просто с друзьями. Обсуждение необходимо,
чтобы создать начальный жизнеспособный словарь терминов и понятийную
структуру. Мало кто может сделать это в одиночку. Обратитесь к [1],
чтобы узнать о методах подобных уточнений.
     Не все классы соответствуют понятиям из области приложения.
Некоторые могут представлять ресурсы системы или абстракции
периода реализации (см. $$12.2.1).
     Взаимоотношения, о которых мы говорим, естественно устанавливаются
в области приложения или (в случае повторных проходов по шагам
проектирования) возникают из последующей работы над структурой классов.
Они отражают наше понимание основ области приложения. Часто они
являются классификацией основных понятий. Пример такого отношения:
машина с выдвижной лестницей есть грузовик, есть пожарная машина,
есть движущееся средство.
В $$11.3.3.2 и $$11.3.3.5 предлагается некоторая точка зрения на
классы и иерархию классов, если необходимо улучшить их структуру.

 
« Предыдущая статья   Следующая статья »