NVIDIA GeForce 6800, 6800LE - разблокировка и разгон

В настоящее время, по моему мнению, в секторе low-high end видеокарт лучшим выбором является GeForce 6800LE. Карта просто чудо, с огромным потенциалом, позволяющим, при некотором везении, получить за 250$+ производительность, сравнимую (а порой и превосходящую) с картами уровня GeForce6800GT\RadeonX800Pro, стоящими минимум на 150, а то и на 200 зеленых президентов дороже. Разумеется, все дело в заблокированных пиксельных и вершинных конвейерах, которые весьма часто удается заставить работать назло хитрому производителю. При равных частотах скорость заполнения полностью разблокированной карты превосходит оригинальную в 2 раза, а скорость обработки геометрии в 1.5 раза. А ведь ее еще можно (и нужно!) как следует разогнать.   Итак, нам понадобятся:
1) Карта на основе чипа GeForce6800LE (все нижеизложенное относится к AGP-версии), по умолчанию имеет 8 пиксельных конвейеров, 4 вершинных, частота чипа 300 или 325Мгц, памяти – 700Мгц. Кстати, все предлагаемые манипуляции можно проделать и с картой на базе обычного 6800. Если у вас GT, переходите сразу ко второму этапу. Если у вас Ultra – то зачем вы это читаете?
2) Программа RivaTuner версии 15.3 или выше.
3) (Опционально) – Программа nvflash .
4) (Опционально) Программа NiBiTor 2.0.
5) (Опционально) Образы всяких хитрых видеобиосов от аналогичных карт – большая коллекция тут: https://www.mvktech.net/index.php?option=co...der&filecatid=4
6) Везение, терпение и смелость.
7) (Опционально) Манибек на карту, на случай критической ошибки в модуле везения.

   Этап 1 – Определение работоспособности конвейеров

   Итак, карта есть, драйверы установлены. Открываем RivaTuner. Для начала смотрим на строку с информацией о карте. Там должно быть следующее : «256-bit NV40(A1, 8x1, 4vp) with 128MB DDR». Вместо A1 возможно что-то другое, если у вас более новая ревизия чипа. Жмем на кнопку Customize рядом с этой строкой и в открывшемся меню выбираем Low-level system settings. Откроется окно, в котором нужно перейти на вкладку NVStrap driver и нажать на кнопку Install. После этого активируется драйвер, которые позволит программно включать\выключать конвейеры. В Active pixel\vertex units configuration меняем Determined by VGA BIOS на Custom, рядом ставим галочку на Allow enabling HW masked units (последует грозное предупреждение, что это мы делаем на свой страх и риск) и заходим в святая святых, нажав на кнопку Customize. В открывшемся окне видны все физически присутствующие в чипе вершинные конвейеры и писксельные юниты (юнит объединяет в себе четыре пиксельных конвейера и что-либо делать с ними по отдельности нельзя!). Записываем на бумажку, какие из конвейеров активированы в данный момент. Теперь ход конем – ставим галочки напротив деактивированных конвейеров. Жмем OK, затем Применить и снова OK, после чего необходимо будет перезагрузиться. Теперь все конвейеры активированы и скорость карты неминуемо возрастет. Проблема в том, что теоретически работа искусственно включенных конвейеров может вызвать любые артефакты. Прогоняем 3Dmark’и 2003ей и 2005ой версий (не ограничивайтесь тестовым режимом, обязательно запустите еще и Demo Mode!) и максимально возможное количество игр\тестов. При этом внимательно смотрите, не появились ли дефекты изображения. Если все в порядке, можете смело начинать отмечать данное событие. После утренней порции огуречного рассола переходите ко второму этапу Возможен (и, к сожалению, достаточно вероятен) и другой вариант – явные артефакты. В этом случае начинаем отключать конвейеры по одному (разумеется, те, которые заведомо исправны, не трогайте) и ждем, пока артефакты не исчезнут. Наиболее вероятно, что максимум, чего удастся добиться – это 12x1\6. Шанс, что все конвейеры окажутся неисправными, теоретически существует, но я лично о таких случаях не слышал. Подарок от фирмы в виде всех рабочих конвейеров не так вероятен, но тоже вполне возможен.

   Этап 2 – Разгон

   Прежде всего необходимо позаботиться о хорошем охлаждении карты – но это тема для отдельной статьи (раз в 10 больше данной ? ) . Предположим, что это уже имеется. Общие принципы разгона видеокарт я излагать не буду – есть отличный FAQ, который можно найти здесь . Остановимся лишь на тонкостях, присущих разгону всех карт на базе NV40. Во-первых, существует такая вещь, как защита от перегрева. При достижении определенной температуры чип автоматически снижает частоты. Вряд ли вас это коснется, так как планка критической температуры устанавливается на совершенно безумных значениях, которых вряд ли возможно достигнуть, пока кулер на карте вообще еще крутится. Второй момент более тонкий. Частоты карты различаются не только в 2D и 3D режимах, как вы уже, наверное, знаете. Есть еще и третий «режим» - Low Power 3D. В частоты этого режима карта устанавливается при появлении признаков «нестабильной» (как кажется драйверу, а он большой любитель перестраховаться) работы чипа. По умолчанию эти частоты равны стандартным для чипа, но при изменении этих стандартов, значения частот Low Power 3D остаются неизменными. Посему, чтобы исключить возможность сброса частот, нам необходимо выставить идентичные частоты для Low Power 3D и Performance 3D. Проблема в том, что RivaTuner по умолчанию не позволяет этого делать, реализуя «защиту от дурака». Поскольку мы себя таковыми не считаем, надо бы защиту отключить, тем более, что в документации программы имеется вся информация по этому поводу. Итак, в главном окне программы открываем вкладку Power User, подтверждаем, что мы таковыми и являемся, далее раскрываем пункт NVIDIA\Overclocking и присваиваем ключам DisableInternalClockTest и EnableLowPower3Dcontrol значение 1. Первый ключ отключает внутреннюю защиту драйвера ForceWare, не позволяющую изменять частоты вообще (даже в сторону уменьшения!), а второй разрешает нам управлять частотами режима Low Power 3D. После этого можно приступать к разгону. Методика определения максимальных стабильных частот подробно описана в FAQ, ссылка на который приведена выше. Если вы добились стабильной работы на частотах в районе 390\850, то это уже приличный результат. Если же этих частот достигнуть не удалось или просто хочется большего, то переходите к следующему этапу.

   Этап 3 – Улучшение разгонного потенциала методами БИОС

   Первая рекомендация для тех, у кого память разогналась до 800Мгц или ниже. Можно попробовать записать БИОС от другой карты или той же, но другого производителя. Из-за различий в таймингах, это вполне может привести к увеличению разгона. Перед тем, как приступить к описанию данной процедуры, пара слов о «технике безопасности». Во-первых, пишите только БИОСы от карт с чипом NV40, только с таким же объемом и типом памяти – 128мегов DDR-1 и только от карт, чей дизайн максимально близок к референсному для карт 6800 или 6800LE. Не надо пытаться записывать БИОСы от полноценных GT или Ultra. Также необходимо иметь под рукой PCI-видеокарту (покупается за копейки на любом рынке) и резервную копию оригинального БИОСа. Перезапись видеобиоса происходит в DOS-режиме. Соответственно, вам понадобится загрузочный диск или дискета. Если у вас на жестких дисках все разделы отформатированы под NTFS, то программу nvflash и образ записываемого БИОСа придется записать на дискету, так как DOS не видит разделы NTFS. Перезагружаемся под DOS и переходим в папку, где находится программа и образ БИОСа. Сначала сохраняем резервную копию оригинала командой nvflash –b [имя файла].rom. Затем перешиваем новый командой nvflash -4 -5 -6 [имя файла перешиваемого БИОСа].rom. Теперь перезагружаемся, переустанавливаем драйвер видеокарты(если БИОС зашивался от другой карты) и тестируем разгон памяти. Если после перезагрузки вы увидели черный экран и услышали гнусные вопли спикера, необходимо проделать следующее. Вынимаем видеокарту AGP и устанавливаем PCI-карту. В BIOS Setup устанавливаем параметр InitDisplayFirst на PCI. Вставляем обратно AGP-карту, загружаемся с PCI и возвращаем оригинальный БИОС. По своему опыту могу сказать, что после замены БИОСа моей карты Leadtek на БИОС от Asus V9999 GT/TD (Чип от GT на плате от 6800, имеет 128Мб DDR-I), частота стабильной работы памяти возросла с 780 до 850Мгц. Теперь про разгон чипа. Как и в случае с CPU, разгон GPU можно увеличить повышением напряжения питания. Отмечу, что эта операция резко повышает тепловыделение (больше, чем сам по себе разгон), поэтому хорошее охлаждение просто необходимо. Для увеличение напряжение необходимо отредактировать образ БИОСА карты программой NiBiToR. Открываем эту прогу и загружаем в нее желаемый образ БИОСа. Переходим на вкладку Voltages и увеличиваем параметр 3D. Если хочется получить больше возможных значений ставим галочку на Extend Voltage Table, но это еще более рискованно. Прошиваем БИОС и тестируем разгон чипа. При этом обязательно следите за температурой ядра с помощью RivaTuner – окно Hardware Monitoring рядом (Верхняя кнопка Customize и выбираем Hardware Monitoring) – желательно чтобы она не превышала 70ти градусов под нагрузкой.

   Этап 4 – Запись всех настроек в БИОС

   Теперь, чтобы навсегда превратить нашу карту в разогнанную и разблокированную, необходимо прошить отредактированный БИОС. Для начала открываем NVStrap Driver и смотрим конфигурацию конвейеров. Если там нет конвейеров, помеченных Hw masked, то открываем из папки RivaTuner в меню Пуск Папку Patch scripts folder, затем NVIDIA и применяет к желаемому образу БИОСа скрипт NV40BIOSSwUnitsMaskElimintor. Если же есть Hw masked конвейеры, то используем NV40BIOSHwUnitsMaskElimintor. Если по результатам первого этапа выяснилось, что не все конвейеры работают, устанавливаем в NVStrap максимальную рабочую конфигурацию и при запуске скрипта отвечаем ДА, на вопрос «Do you wish to eliminate hardware mask only for the units enabled via NVStrap driver?». Если работают все 16\6 конвейеров, смело отвечайте нет. После этого открывайте NiBiToRом пропатченный образ и устанавливайте там желаемые частоты и напряжение ядра (только если эти параметры уже протестированы!). Затем шейте получившийся образ и наслаждайтесь картой.

Всем удачного разгона!

 
« Предыдущая статья   Следующая статья »