Страница 2 из 4
Почему воруют информацию Попробуем проанализировать возможные причины успешных попыток краж информации, хранящейся в корпоративных базах данных. Причина первая и главная - отсутствие системного подхода к оценке угроз. К сожалению, в настоящее время лишь малая часть предприятий применяет на практике международный опыт и подробно описанный в работах Гостехкомиссии общий подход к оценке угроз [3], а также рекомендации по применению адекватных средств защиты информации. В общем случае для корпоративных БД как объекта защиты от несанкционированного доступа угрозы принято классифицировать по источнику, деля их на внутренние и внешние. Источником внутренней угрозы могут быть легальные пользователи БД или внутренние хакеры, источником внешней - легальные пользователи корпоративной сети либо внешние хакеры. Кражи информации из БД связаны, как правило, с неправомерными действиями пользователей сети предприятия, т. е. с реализацией внутренних угроз. По данным из разных источников, до 85% краж и компрометации информации совершают легальные пользователи информационной системы предприятия и, что особенно неприятно, администраторы СУБД или прикладной системы. На долю внутренних (т. е. зарегистрированных в корпоративной сети) хакеров, пытающихся получить несанкционированный доступ к информации, по разным оценкам, приходится соответственно до 15% угроз. Внешние угрозы неправомерного доступа к корпоративным данным также подразделяются на два подкласса, из которых на долю внешних хакеров приходится до 20%, а на долю легальных пользователей корпоративной сети - до 100%. Причина вторая - несостоятельность парольной защиты. Несмотря на огромное количество публикаций о том, что пароли не обеспечивают должную защиту данных и приложений, этот способ до сих пор наиболее широко распространен, прежде всего из-за своей нулевой стоимости. Достаточно подробно вопрос о несостоятельности парольной защиты рассмотрен, например, в работах [4, 5]. Самое неприятное, что такой подход зачастую применяется и в далеко не мелких организациях. А доступ к ресурсам системы нескольких разных пользователей под одной и той же учетной записью - весьма распространенная и прочно укоренившаяся практика. Например, если в организации работают пять системных администраторов, то все они могут иметь доступ по одному паролю. Хорошо иллюстрирует порочность такой организации доступа аналогия с ездой по улицам крупного города на автомобилях без номеров. Никакой сотрудник ГАИ не сможет четко идентифицировать автомобиль, превышающий дозволенную скорость, в потоке "анонимов", если все едут без номерных знаков. Причина третья - не полностью задействованные встроенные в СУБД средства защиты информации и мониторинга действий пользователей, а также неоправданные надежды на квалификацию разработчиков прикладного ПО в части организации системы управления правами доступа. На ком реально лежит ответственность за применение/неприменение встроенных в СУБД средств защиты информации? Скорее всего, на разработчиках прикладного ПО, которые внедряют свои системы у заказчиков. Но парадокс заключается в том, что разработчики в подавляющем большинстве не имеют в своем штате специалиста по СЗИ и не знают о штатных возможностях организации защиты СУБД. По самым скромным оценкам, на российском рынке работает несколько тысяч прикладных систем и программных продуктов, базирующихся на использовании промышленных СУБД. При этом в подавляющем большинстве случаев считается, что все вопросы, связанные с безопасностью данных, выполняет сама СУБД1, а доступ в ИС происходит по паролю. Таким образом, из-за недостаточного внимания к вопросам безопасности со стороны разработчиков прикладного ПО механизмы защиты информации, реализованные собственно в СУБД, приобретают чрезвычайно большое значение. Более того, как говорилось выше, несколько человек могут иметь доступ в систему с максимальными (администраторскими) правами. Отследить действия конкретного лица (иначе говоря, персонифицировать эти действия) в таких условиях не представляется возможным. Даже если удается локализовать канал утечки, пользователь не подлежит никаким, хотя бы административным мерам наказания. Стандартный аргумент нарушителя - ссылка на то, что пароль у него подсмотрели и кто-то под его именем совершил неправомерные действия. Наконец, последняя, но существенная причина - устойчивое ощущение безнаказанности у злоумышленника. Увы, практика введения строгих регламентов и административных мер без строжайшего документированного контроля не приводит к заметному снижению числа нарушений. Практически все пойманные за руку недобросовестные сотрудники признавались, что не совершили бы подобных действий, если бы знали, что эти действия будут отслежены и самое главное - персонифицированы. Поэтому только сочетание административных и технических мер, подкрепленных программными средствами контроля и мониторинга, позволяет добиться должного уровня защиты конфиденциальных данных. |